В поисках Чертова городища под Кыштымом

Начало лета 2015 года выдалось очень жарким. Вода в окрестных озёрах (близ города Касли) прогрелась быстро и 2 июня мы уже вовсю купались. Но вот вчера пошли дожди, и с ними пришло похолодание. А сегодня с утра мы решили прокатиться в окрестности Кыштыма и поискать так называемое, чертово городище. В такую прохладную погоду прогуляться по лесу одно удовольствие.

Начнем с того,что там, в радиусе 30-40 километров расположено как минимум три места называемых в народе чертовым городищем. В одном из таких мест мы уже были этой зимой, его тоже местные называют то чертовым городищем, то каменными воротами, на мой взгляд, второе название более верное. Ниже приведен скриншот с викимапии на котором указано то место, которое мы решили найти сегодня:

На скриншоте показано одно из Чертовых городищ под Кыштымом

Заехав в Кыштым, повернули на Слюдорудник. Места эти нам хорошо знакомы – по этой дороге мы ездили и на каменные ворота, и на Сугомакскуюпещеру. Вот слева видно меж сосен озеро Сугомак, мы остановились и прогулялись до берега. Воды в озере заметно прибыло, старая береговая линия оказалась затоплена так, что мы не сразу узнали берег.

Озеро Сугомак по пути к Чертову городищу под Кыштымом

Берег озера Сугомак

Поехали дальше, вот справа поворот на Сугомакскую пещеру, где мы были в прошлом году, а проехав чуть дальше, остановились у живописного болотца. Потом посмотрев на карту, я увидел, что в этом месте дорога пересекается с рекой Сугомак, и это был просто заболоченный участок ее поймы. Далее река Сугомак несет свои воды в озеро Сугомак.

Река Сугомак по дороге к Чертову городищу

Заболоченная пойма реки Сугомак под Кыштымом

Оглянувшись назад, мы увидели залитую солнцем вершину горы Сугомак. Но надо ехать дальше, ведь впереди неизведанные дебри, которые так хочется поскорее облазить ).

Гора Сугомак

Не доезжая до Слюдорудника, навигатор запищал о повороте направо, куда мы и свернули. Асфальт закончился, и началась грунтовка (впрочем, вполне приличная). Круто в гору, круто с горы, а вокруг первозданная уральская природа и воздух хоть ложкой ешь. Дышишь таким воздухом и не можешь надышаться этим настоянным на лесных травах и сосновых ветвях чудодейственным эликсиром.

Река Кыштым за зарослями крапивы

Вот слева сквозь ветви кустарника блеснула речушка, смотрю на навигатор, это река Кыштым. Узенькой ленточкой извивается река Кыштым, с веселым журчанием перекатывая свои воды через насыпи камней и стволы деревьев упавших в воду. Остановились, сделали несколько фотографий. Пробравшись сквозь заросли крапивы, я подошел к берегу, и оказалось, что вода в реке имеет характерный красноватый оттенок.

Река Кыштым у Чертова городища

Слева от дороги речка, а справа крутые скалы:

Река Кыштым

В навигатор у меня забиты координаты точки на дороге, от этой точки до чертова городища необходимо пройти на восток расстояние порядка одного километра. Перейти такую речку вброд положим, проблем не составит, но продираться сквозь стену зарослей по компасу строго на восток нам не представлялось возможным. Я надеялся заметить уходящую в нужном направлении тропинку, а с ней и мостик через речку. Вот навигатор поставил нас в известность о том, что мы прибыли к месту назначения, но никакой тропинки уходящей влево мы так и не заметили. Ну что же едем дальше и километра через полтора замечаем уходящую влево дорожку.

Поворот к Чертову городищу под Кыштымом

Сворачиваем, проезжаем через мостик и выезжаем на потрясающей красоты лужок. Остановились, полюбовались красотой пейзажа. Лично для меня нет ничего прекрасней этой немного суровой, но в то же время такой уютной и родной уральской природы.

Дорога, сосна, скальный останец

Луг в пойме реки Кыштым недалеко от Чертова городища

Кусты по берегу реки Кыштым

Дальше дорога становится все хуже и хуже. Оставляем машину, заправляем одежду, брызгаемся аэрозолем от клещей, берем рюкзаки с чаем и бутербродами и идем по дороге дальше. Метров через сто заходим в лес, и бодро перепрыгивая через лужи, идем дальше.

Лужа на дороге у Чертова городища под Кыштымом

На сосне стоящей рядом с дорогой замечаем странный рисунок:

Зарубки на соснах в окрестностях Чертова городища

Дальше оказывается, что такой же рисунок повторяется на всех соснах стоящих вдоль дороги:

Зарубки на соснах для взятия смолы живицы

Похоже на какой то индейский тотем. Позже поговорив с местными жителями, я узнал, что такие зарубки оставляли на соснах для добычи смолы «живицы».

Пройдя таким образом чуть меньше километра, видим впереди развилку. Судя по всему ответвление дороги влево и должно привести нас к чертову городищу. Дороги как таковой уже нет, примятая в две колеи трава уводит нас вглубь леса. Вдруг краем глаза замечаю метрах в трех впереди себя слева движение. Замираю на месте, а из травы на меня смотрит заостренная лисья мордочка. Совсем рядом, кажется, сделай шаг, протяни руку и дотянешься. Впрочем, замешательство это продолжалось всего мгновение, лиса юрко развернулась и дала деру вглубь леса, ну а мы в полном восторге провожаем  ее взглядом.

Лесная дорога под Кыштымом

Чертово городище мы в этот раз не нашли. Продвинуться дальше вглубь леса нам помешало обилие клещей. Пройдя метров сто по заросшей травой дороге и взглянув на ноги, мы увидели с десяток этих паразитов, стряхнув их на землю, мы решили идти обратно к машине. По пути назад сняли еще с десяток клещей с одежды. Настроение слегка подпорчено, но с другой стороны, что мешает нам вернуться сюда зимой тогда никакие клещи нам не помеха.

Добравшись до машины, мы еще раз тщательно осмотрелись от клещей и уселись пить чай с бутербродами. Свежий воздух, прекрасный аппетит и великолепная природа вокруг возвращают нам прекрасное настроение. Прогулка, как ни крути, удалась на славу.