В Челябинском городском бору есть множество интересных мест. С детства знакомые тропинки ведут к красивым полянкам, тенистым аллеям, живописным карьерам. Мы приходим сюда зимой и летом, осенью и весной. Здесь всегда можно отдохнуть душой, почувствовать близость природы, окунуться в её ласковые объятия и пусть ненадолго, но оторваться от суеты большого города и почувствовать себя частицей этого прекрасного, волшебного, полного красоты и гармонии мира.
Неподалёку от урочища Монахи, где в былые времена мы каждую зиму катались на лыжах, есть старинные каменные развалины. В викимапии это место обозначено как «развалины геологоразведки». Какой либо другой информации по этому месту я не нашёл (впрочем глубоко я и не копал, ограничившись Яндексом). Возможно, в архивах публичной библиотеки или в краеведческом музее, есть какая либо интересная информация по этому месту. Буду очень признателен, если в комментариях кто-нибудь ей поделится.
В восьмидесятые годы прошлого столетия мы, будучи детьми, часто бегали на это место. Называлось оно у нас просто – «развалины». В то время развалины выглядели несколько иначе. Тогда можно было увидеть остатки стен высотой до двух метров. Развалины находились на поляне (сейчас заросшей кустарником и молодым лесом) хорошо выделявшейся из окружающего их леса. Взобравшись на самые высокие стены можно было увидеть колесо обозрения в ПКиО им. Ю.А.Гагарина и некоторые высотки Челябинска.
Помню ещё, что среди развалин был бур, торчащий из ямы в земле. Внешне и по размеру этот бур очень напоминал вал комбайна (ту большую крутящуюся агрегатину находящуюся в передней части этой машины). Мне почему-то казалось, что здесь с помощью этой штуковины добывали золото. А железная дорога (сейчас детская ж/д) служила для перевозки вагонеток с рудой.
Кстати узкоколейная железная дорога, судя по дате выштампованной на старых рельсах, была проложена ещё до революции. До двухтысячных здесь ещё лежали старинные рельсы, затем РЖД провела реконструкцию, полностью заменив и рельсы и шпалы.
Многочисленные карьеры, разбросанные по всей территории Челябинского городского бора, узкоколейная железная дорога и эти развалины когда-то, определённо, были частями одной инфраструктуры. В карьерах добывали руду и перевозили её до места отгрузки на вагонетках. А на месте нынешних развалин стояли каменные дома, в которых, возможно, жили добытчики.
Сейчас развалины почти полностью заросли лесом и человек непосвященный может запросто пройти мимо, так их и не заметив.
И ещё несколько снимков сделанных во время прогулки по Челябинскому городскому бору:
Вот это место на карте:
А ещё поглубже в лес в сторону Шершнёвского водохр. есть или была танцплощадка круглая, в конце 80-х уже разрушенная. были развалины каких то домов, мы в подвалы лазили. полузаваленные. Железяку из земли помню, тоже гадали для чего, так и предпологали что это золотодобыча. до сих пор не могу понять, по всему бору какие то окопы, видно, что искусственные.
На карте 1954 года это место отмечено как геологоразведка,на карте 1947-бараки, а на более поздней- база лесхоза.На карте 1954 года так же есть пометка кам. недалеко от станции Водная(там была конечная этой линии жд,которая шла от станции "Локомотивный 1") и стоят какие-то дома.Бабушка в 1969 году прогуливаясь вдоль берега Миаса в районе мельзавода наткнулась на забор, из-за которого слышался звук,похожий на выстрелы.Это всё,что мне известно по поводу руин в лесу
в карьерах добывали не руду, а камни
и детская железная дорога никогда не использовалась для перевозки руды ))
верно, добывали бут.