Национальный парк Таганай. Двуглавая сопка

Национальный парк Таганай Двуглавая сопка в тумане

Национальный парк Таганай – это целая горная страна в самом сердце Южного Урала. Таганай – это настоящая сокровищница Уральской природы, объединившая в себе прекрасные образцы флоры и фауны, насчитывающая 687 видов растений из которых 45 являются реликтовыми. Горные тундры, альпийские луга и реликтовые леса, всё это наш Таганай.  И собственно туда мы решили сегодня отправиться.

Скальные выступы на пути к вершине Двуглавой сопки

До Златоуста мы добирались не по вечно загруженной трассе М5, а через Кременкуль – Новоандреевку – Миасс. Таким образом, путь оказался немного длиннее, но по времени и нервам мы хорошо сэкономили. И через два с небольшим часа уже въезжали на стоянку расположенную у входа в национальный парк Таганай.

Национальный парк Таганай берёзка на вершине Двуглавой сопки

Стоянка, здесь охраняемая и должно быть платная. Как оказалось, мы за нее так и не заплатили. Думали рассчитаться на выезде, но в итоге так умотались, что об этом даже не вспомнили. Так и уехали потом обратно в Челябинск усталыми, но довольными. Правда Артём Васильевич  всю дорогу икал, то ли коньяк подействовал (мы выпили немного для профилактики), то ли сторож со стоянки материл за неуплату.

Впрочем, всё это было позже, а сейчас оставив машину на стоянке, мы окунались в волшебный мир природы национального парка Таганай. Вообще на Таганае хорошо всегда, но осенью там какая-то особая прелесть и очарование. Разгулявшаяся за лето природа как бы готовится к отдыху, к долгому зимнему сну. Листва и трава еще зелёные, но уже нет того буйства красок и яркости которые свойственны летней поре.

Верхяя и нижняя тропы в национальном парке Таганай

Небо было хмурым, иногда начинал моросить дождик, но нас, разумеется, подобные мелочи остановить не могли и через некоторое время мы уже стояли у первой развилки. Указатели говорили нам о том, что дорога в этом месте разветвляется на Верхнюю и Нижнюю тропу. Верхняя тропа (иначе называемая «Пыхтун») ведет к наивысшей точке Таганая горе Круглице. Она проходит через Белый и Гремучий ключи, Откликной гребень и Долину Сказок. А Нижняя тропа ведёт между Большим и Средним Таганаем, через приют «Таганай» к самому Киалимскому кордону (у западной границы национального парка Таганай).

Верхняя тропа национального парка Таганай

Так как нашей целью была Двуглавая сопка, мы повернули налево, и пошли по Верхней тропе до Белого ключа. Тропа на всём протяжении хорошо размечена, и если придерживаться разметки и никуда не сворачивать, заблудится там практически невозможно. А вот если сбиться с маршрута, можно основательно заплутать в тайге. Леса там глухие и многие в них пропадали, поэтому мой вам совет – придерживайтесь тропы.

Река Тесьма в национальном парке Таганай

Еще через пару километров пути мы вышли к красивой горной речушке. Она носит характерное название – Тесьма, и подобно оной опоясывает Таганайские склоны, неся свои воды, с веселым звоном прорываясь между многочисленными выступающими из неё валунами.

Мост через реку Тесьма в национальном парке Таганай

Через Тесьму перекинуто несколько деревянных мостиков. Пройдя по одному из них на другой берег,  мы обнаружили прекрасное место для привала, чем и не преминули воспользоваться. Горячий кофе и бутерброды на фоне сырой погоды оказались как нельзя  кстати  и спустя пятнадцать минут мы, полные сил и энергии, продолжали свой путь к подножию Двуглавой сопки.

Привал за рекой Тесьма

Верхняя тропа ведёт к Белому ключу

Вот уже новый указатель информирует нас о том, что до Белого ключа (подножия Двуглавой сопки) остаётся 1,2 километра. Мы уже подустали, и близость цели не может не радовать. Слева открывается полянка с очень причудливым деревом. Издалека, кажется, что на нем расположилась голова  какого то сказочного персонажа. Глаза, нос картошкой и приоткрытый рот. Подходим поближе и обнаруживаем под деревом подобие какой-то норы, а внутри норы поблёскивают монетки. Видимо туристы оставляют их там согласно какой-то примете, у нас с собой мелочи не было, поэтому мы просто сфотографировались у волшебного дерева и пошли дальше.

Указатель на Белый ключ в национальном парке Таганай

Волшебная берёза в национальном парке Таганай

А дальше был уже Белый ключ. Белый ключ это родник с очень чистой, вкусной водой. Белым называется из-за цвета дна русла вытекающего из него ручейка. В стародавние времена, говорят, здесь стоял деревянный крест, а сам источник считался святым. Рядом с родником расположены домики приюта  «Белый ключ». Там можно остановиться, переночевать или даже пожить несколько дней. Но мы не намеревались задерживаться так долго, поэтому всласть напившись ключевой водицы, пошли к лестнице, ведущей на вершину Двуглавой сопки.

Приют Белый ключ в национальном парке Таганай

Точнее сказать лестница это только начало подъёма, она содержит около двух сотен ступенек и каждая из них пронумерована. Поднявшись по лестнице, мы остановились перевести дух и выпить по чашечке кофе у очередного указателя. Налево и вверх тропа вела на скалодром, направо и вверх на вершину Двуглавой сопки.

Железная лестница на Двуглавую сопку в национальном парке ТаганайСкалодром и Двуглавая сопка в национальном парке Таганай

Опять начал моросить мелкий настырный дождь, весь склон был окутан туманом, а мы продолжили подъём к вершине. Подъём довольно крутой и весьма изматывающий, но под силу практически любому человеку, всё дело лишь в количестве передышек. По бокам иногда виднелись, проступающие сквозь туман, огромные скальные выступы.  А впереди был скользкий и поэтому довольно опасный подъём.

Подъём к вершине Двуглавой сопкиТуман окутал склон Двуглавой сопки

Вот справа показались перья Двуглавой сопки, значит, мы находимся на пути ко второй её вершине под названием Бараньи лбы. Еще немного усилий и превозмогая усталость мы, наконец, достигаем долгожданной вершины. В ясную погоду отсюда открываются потрясающие виды на окрестности национального парка Таганай, сейчас же всё вокруг  было залито густым молоком тумана. Оглянувшись назад, мы увидели лишь утопающие в густом тумане верхушки сосен.

Национальный парк Таганай Перья Двуглавой сопки

Надо сказать, что туман и моросящий дождь ничуть не портили той эйфории, которую всегда испытываешь, добравшись до вершины. И чем труднее подъём, тем сладостнее ощущения удовлетворённости и счастья покорителя горы. Мы ощущали себя на вершине мира, и хотелось купаться в своих ощущениях, наслаждаясь этими потрясающими эмоциями ещё и ещё.

Вершина Двуглавой сопки в национальном парке Таганай

Однако сама гора была явно не расположена к приёму гостей. Моросящий дождик в мгновение ока сменился сильным ливнем вперемешку с градом. Под ногами тут же заструились потоки бурлящей воды, стремительно уносящиеся вниз по склону. Вершина Двуглавой сопки заставила уважать себя, показав нам буйство и непредсказуемость таганайской погоды во всём своём диком великолепии. Для полноты картины не хватало, пожалуй, лишь вспышек молний и раскатов грома.

Фото на вершине Двуглавой сопки

Нам ничего не оставалось, как начать спуск обратно, ибо перспектива оставаться промокшими до нитки на продуваемой всеми ветрами вершине Двуглавой сопки не внушала абсолютно никакого энтузиазма. По понятным причинам хотелось спуститься вниз как можно быстрее, однако спуск затрудняла текущая по склону дождевая вода. Скользкая глина и камни не давали расслабиться до начала лестницы.

Дойдя, наконец, до лестницы,  вздохнули с облегчением – дальше предстоял относительно ровный путь, самый опасный участок оставался позади. Насквозь промокшие, усталые, в сыром осеннем лесу, в двух часах пути до стоянки, мы вопреки всякой логике чувствовали себя на удивление замечательно. Настроение было приподнятым, тем более дождь почти закончился и небо уже начало проясняться.

Колокольчики на вершине горы Двуглавая сопка

…Сгущаются сумерки, я смотрю сквозь запотевшее, покрытое каплями дождя стекло на пролетающие по встречке автомобили и в голове невольно всплывают строчки из старой песни Олега Митяева. Часа через два мы будем в Челябинске, там мы вновь погрузимся в суету и шум большого города.  Голову наполнят совершенно другие мысли, но одно я знаю точно: Таганай – это слово навсегда останется в наших сердцах, как и в сердце любого, хотя бы однажды, побывавшего здесь человека.

Как добраться:

Сначала едем до Златоуста. Центральная усадьба национального парка Таганай находится на севере от города по координатам: 55°13’14″N 59°44’4″E. Там можно оставить машину и вперёд по указателям на Белый ключ.