Кургазакская пещера

У выхода из второго грота Кургазакской пещеры

Кургазакская пещера находится на берегу реки Ай недалеко от поселка Межевой, что в  Саткинском районе Челябинской области. Расстояние от Челябинска около 220 км. По трассе М5 до Сатки, затем через Сатку на Межевой, а дальше по указанному на рисунке маршруту до пещеры. В первый раз мы ехали туда по навигатору и оказались недалеко от Кургазакской пещеры, вот только с другой стороны реки Ай 🙂. Чтобы ваш навигатор не сыграл с вами подобную шутку, я рекомендую дополнительно ориентироваться по этой схеме:

Схема проезда к Кургазакской пещере

Нам же пришлось разворачиваться, ехать обратно  7км до Межевого и там искать правильную дорогу. Но поставленной цели, как вы понимаете, мы всё равно достигли, потеряв на этом около часа времени и чуть-чуть нервов 🙂.

Вход в пещеру

Прибыв на место, мы разбили лагерь на берегу реки Ай и переодевшись из шорт и маек в джинсы и свитера отправились на встречу приключениям. Переоделись мы по двум причинам. Первая причина – в пещере довольно прохладно. Вообще там стоит примерно одинаковая температура в любое время года, поэтому зимой, например, там гораздо теплее, чем на улице. А вторая причина состоит в том, что некоторые отрезки пути внутри пещеры приходится преодолевать, ползя по-пластунски протирая своей одеждой сырые, грязные камни. В конце статьи есть фотография, на которой мы изображены после выхода из пещеры, как видите, чистотой наши наряды не блещут.

Около шкуродёра

Из снаряжения  у нас были налобные фонарики и пятиметровая веревка. Эта веревка необходима только в начале пути при спуске во второй грот пещеры. Дело в том, что этот спуск довольно крутой и всегда покрыт льдом. Привязав веревку к бревну, торчащему у начала спуска мы благополучно спустились вниз и, оставив веревку, отправились вглубь пещеры.

Вход во второй грот Кургазакской пещеры

Окунувшись в это подземное царство, волей неволей забываешь все свои проблемы и заботы. Они остаются там наверху, а здесь ты стоишь в кромешной тьме и слышишь только звук капель падающих с потолка пещеры. Луч фонарика выхватывает из темноты грубые каменные стены и потолок покрытый множеством серебряных капель воды. Есть в этом огромная первобытная сила и красота.

Второй грот пещеры

Второй грот пещеры представляет собой довольно просторный, длинный коридор. Пройдя по нему, мы оказались у места, где потолок  уже не позволяет идти в полный рост. Это начало, так называемого, шкуродёра. Сначала на карачках, а потом и вовсе ползком на брюхе мы добрались до следующего грота, где можно было вновь встать на ноги.

Просторные помещения внутри Кургазакской пещеры

Далее мы исследовали небольшое ответвление идущее вправо. Проползли метров десять до узкой щели ведущей вниз. Спустившись, мы уперлись в довольно глубокую лужу. Преодолевать эту водную преграду не было никакого желания т.к. вода там ледяная. Вернувшись обратно к выходу из шкуродёра, мы продолжили свой путь дальше.

Сталактиты внутри пещеры

Пролезая между огромных каменных глыб, где стоя, а где ползком мы оказались  в следующем гроте пещеры. Дальше прохода видно не было. Мы решили, что уперлись в тупик, однако Артём заметил совсем уж узкую щель, в которую едва можно протиснуться и пролез в неё.

Узкий лаз в пещере

Последовав за ним, я оказался еще в одной довольно просторной комнате. Кристина спускаться в эту щель категорически отказалась, и нам ничего не оставалось делать, как вернуться обратно. Возможно, дальше еще были какие-нибудь ходы, но не могли же мы оставить девушку одну в холодной темноте пещеры.

Капли воды на потолке пещеры

Возвращаясь обратно, мы не сразу сориентировались, и пришлось немного полазить в поисках выхода. Благо эта пещера не обладает лабиринтом разветвлений, и мы вскоре нашли правильную дорогу.

Идем к выходу из пещеры

Оказавшись в первом гроте пещеры, мы слегка щуримся от непривычно яркого света. Хотя здесь на самом деле стоит полумрак, после темноты пещеры обилие света слегка оглушает и стряхивает с нас чары подземного царства. Вот и всё, мы снова в реальном мире.

У входа в пещеру

P.S.: В общей сложности мы преодолели под землёй путь длиной приблизительно 500 метров и оказались на глубине около 16 метров.